Развитие речи через игру  



Развитие речи через игру



Речь начинает формироваться сразу же после рождения малыша и для того, чтобы ребенок сказал свои первые в жизни слова, в его головке должны нарасти нейронные связи. В этот период, как в прочем и в последующие, происходит развитие речи через игру. Обычная “ошибка” родителей – отсутствие игр на развитие речи в период пока малыш не говорит. С бытовой точки зрения достаточно понятная и логичная. Но в головке у малыша все намного сложнее чем мы представляет.

Как же развивать речь, если малыш еще не говорит?
В этот период малыш слышит слова и связывает их с объектами, то есть не смотря на то, что речи еще нет, картинки окружающего мира со своими названиями уже укрепились в сознании ребенка. Воспроизведение первых звуков подготавливает речевой аппарат, а частые занятия на мелкую моторику рук “подталкивают” речевые центры к активной речи. И в результате развития речи через игру на мелкую моторику, кругозор, внимание, ребеночек говорит свое первое “мама”, ну или “папа”, смотря кому повезет:)

Развитие речи через игру достаточно интуитивное занятие, если знаешь что нужно малышу. Поэтому я опишу общие направления, по которым надо двигаться и пару игр для начала:)

Занятия на мелкую моторику рук
Развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать с самого раннего возраста. Специалисты рекомендуют начинать занятия с двух месяцев (в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку). В интернете очень много игр на развитие мелкой моторики руки, поэтому я не буду описывать конкретные игры. Скажу только, что в первый год это основное развитие речи через игру, поэтому не принебрегайте и играйте хотя бы по 5-10 минут каждый день. И лучше используйте стишки (о их пользе написано ниже).

Стишки и песенки
Учите стишки и песенки, пойте и повторяйте их на прогулке, в транспорте и в любом другом месте. Можете даже рассказывать прохожим (когда вы рассказываете незнакомым людям что-то, вы боритесь со страхом публичного выступления, который может появиться в будущем). Дома лучше совмещать заучивание стишков с ритмикой (пойте песенку и делайте повторяющиеся движения, можете даже сами их придумать) или занятиями на мелкую моторику (в сети очень много стишков).

Говорящие игрушки
Увлеките малыша говорящими игрушками либо куклой-руковичкой, которая будет с ним разговаривать. Они прекрасно подходят для развития речи через игру. С руковичкой вы можете читать сказки, представляя, что “львенок их рассказывает”, а с говорящими (именно говорящими, не музыкальными) игрушками можно провести игру:
Кто сказал му-у-у?
Цель: Развиваем речь, изумаем новых животных и новые звуки
Игра: Возьмите несколько игрушек животных, которые воспроизводят звуки этих животных и усадите их перед малышом. По очереди включайте игрушки и слушайте вместе с малышом. Если ребенок еще не знает этих животных, обязательно расскажите ему кто это и где живет. После того, как игрушка “закончит” повторите звук и название животного. Когда малышу захочется поиграть с ними, прежде чем дать игрушку попросите ребенка позвать игрушку “на ее языке”.

Разговоры
Просто разговаривайте со своим малышом. Начинайте в день его рождения и больше не прекращайте:) Это лучшее упражнение на развитие речи. Когда малыш начнет связно разговаривать (здесь я уже писала когда это должно произойти в норме), играйте с ним в игры, которые пополняют словарный запас и улучшают речь:
Бесконечная фантазия
Цель: развиваем кругозор, речи и память
Игра: Предложите малышу пофантазировать на какую-нибудь тему и составить рассказ, но только вместе! Вы называете одно слово, ребенок повторяет это слово и добавляет еще одно, вы повторяете два слова и добавляете еще одно и так далее. Только не отклоняйтесь от темы. Например, мы играем в “космос” с ребеночком трех лет:
солнце
солнце большое
солнце большое желтое
солнце большое желтое в центре
солнце большое желтое в центре а вокруг
солнце большое желтое в центре а вокруг планеты
солнце большое желтое в центре а вокруг планеты и земля…

Кто говорит? Слон!
Разговоры по телефону можно выделить в отдельный большой блок развития речи. И не только речи, но и мышления, так как по телефону ребенок не может видеть собеседника, то есть “картинку” и ему приходится домысливать, фантазировать и связывать голос с образом в своей головке. Поэтому самые маленькие детки просто не способны говорить по телефону, а вот с 4 лет вы уже можете давать игры на “телефонные переговоры”. Не буду приводить определенные игры, ваше воображение само сработает, опишу только две разновидности упражнений:
1. Разговоры по игрушечному телефону для тех кто помладше. Вы обустраиваете игровую например в больницу и придумываете ситуацию при которой малышу звонит врач. Малыш берет трубку и “разговаривает с врачом”, а вы подсказываете ему вопросы: “Ну что сказал врач, мишке уже можно есть мороженое?”
2. Разговоры по настоящему телефону для тех кто постарше. Раз в день звоните папе на работу, бабушке или подружке Тане и давайте малышу трубку, чтобы он сам поговорил. Уже через несколько недель вы увидите огромный прогресс!

Ну вот и все основные блоки по теме развитие речи через игру. Кроме, наверное общего расширения кругозора, но об этом я уже достаточно много писала, повторяться не буду:) Развивайтесь, болтайте, играйте.

 


Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>